Что такое бутафория и ростовые куклы

Что такое бутафория и ростовые куклы

Бутафория и ростовые куклы

Открыл поисковик, нашёл, прочитал. Всё ясно и понятно. Но следует отметить, что то, что пишут о бутафории, трактует её как грубую подделку, замену настоящего предмета. Хочется вам раскрыть глаза на истинное положение дела.

Как возникла бутафория

В незапамятные времена, когда человеческий разум помимо хлеба стал нуждаться и в зрелищах, они и появились. Любому зрелищу требуется сопровождение: декорации, костюмы ростовых кукол, реквизит и бутафория, звуковое оформление. Если использовать в представлении бытовые предметы, они не рассчитаны на многократную эксплуатацию, на сохранение целостности при падении.

Зрелища становились профессиональными, требовалось соответствующее оформление. Конечно, отсутствие какой-либо бутафории не остановит действие и, скорее всего, её отсутствие останется незамеченным для зрителя. Но совместное действие, будь то фильм, спектакль, концерт или цирковое выступление – требует гармонии, слаженной работы каждого участка, актёра или рабочего сцены. Поэтому надо стараться, чтобы всё и в полном объёме находилось на творческой площадке.

Место бутафории на площадке

На бутафории могут выстраиваться целые действия, а порой и весь спектакль. Например, маски. Они могут быть выполнены на таком высоком уровне, что, кроме пластики движения и голосового сопровождения, от актёров не потребуется мимика, но спектакль будет понят и оценен публикой. Значительное место занимает на сцене костюмная бутафория — ростовые куклы. К ней относятся также различные аксессуары: веера, награды, военная амуниция, украшения, головные уборы. Имитация анатомических особенностей персонажей, находящаяся под костюмами: горбы, животы, плечи, ягодицы – тоже немаловажные элементы костюмной бутафории.

Если действия спектакля происходит в древние времена, то перед бутафорами ставятся задачи изготовления утвари, элементов интерьера того времени. Каждый опытный режиссёр и художник постановщик знают, что, как бы хороши не были бытовые предметы в данном спектакле, они могут быть «убиты» сразу на первом показе. Бутафория, помимо некоторой утрированности, рассчитанной на расстояние сцены от зрителя, должна быть выполнена с особой прочностью. Не бояться падений, перевозок, быть огнестойкой, влагостойкой. Для изготовления бутафорских изделий используют папье-маше, фанеру, пенопласт и поролон; проволоку различной жёсткости, картон, пластики и даже металл. Выбор материала зависит от задачи, поставленной перед мастером художником-постановщиком.

Сложная бутафория

Больше всего в театре, на киностудии, в цирке востребован бутафор-универсал. Нередко перед мастером ставиться задача: сделать бутафорию с механикой или с электрической «начинкой», а теперь стало популярным вводить электронные детали, позволяющие расширить спектр спецэффектов и поразить публику. Особой популярностью стали пользоваться ростовые куклы, в которых присутствует механика. У них могут быть подвижными глаза, рот; сгибаться конечности, подниматься и опускаться брови. Хороший, опытный мастер, любящий и понимающий свою работу, может сделать практически всё. Общая концепция представления определяет направленность эффектов и методы их исполнения. Универсальный бутафор профессионально сделает горящий костёр без огня; водоём без воды; еду, съедобную только на вид. Конечно, многие знания и мастерство приходят с опытом работы, но всё же в человеке должно быть призвание изначально. Мастер должен быть наблюдательным, аналитиком, новатором, чувствовать цвет и форму, хорошо рисовать, лепить, иметь сильно развитое образное мышление и золотые руки. Отличный глазомер, чувство меры – просто необходимы. И основное качество – уметь слышать и понимать партнёров.

Как стать бутафором

В нашей стране не так много художественных училищ, которые имеют отделения бутафорского мастерства. Чаще всего человек получает знания и навыки опытным путём, от старшего мастера, непосредственно в творческой мастерской при театре, киностудии и т. п. Такое практическое обучение имеет явные преимущества перед теоретическими знаниями. Человек раньше приобретает возможность наращивания навыков, изучения новых материалов и технологий.

Новые технологии широко внедряются в сценическое производство. Ведущие театры приобретают дорогостоящие агрегаты, работающие в программах 3D. Работы по выстраиванию архитектурных павильонов упрощаются для исполнителей, сокращается их труд по практически ручному выпиливанию балюстрад, капителей, баз и колонн, монотонному зашкуриванию (так называют зачистку поверхностей до гладкости наждачной бумагой). Специальные композитные негорючие покрытия позволяют имитировать любые поверхности и фактуры. Специальная аппаратура формует из полимеров любой костюмный декор или аксессуар.

Если вы хотите больше узнать о бутафории, декорациях и ростовых куклах, а также купить или сделать индивидуальный заказ на их иготовление — посетите сайт компании «Лаксезис».

15.08.2017
Смотрите также:

Что вы чаще всего делаете в Интернете?

Загрузка ... Загрузка ...

Архив опросов