Гравировальные работы

Гравирование – это одно из древнейших искусств. Доказательств этому факту находят археологи тысячи во всех уголках Земли. Да это и не удивительно: древние люди тоже стремились к красоте. Сначала они украшали свои пещеры наскальными рисунками. Ну а позже стали переносить свое творчество на простейшие предметы домашнего обихода. Украшалось посуда, каменные топоры, оружие из кости. А с появлением металла, гравирование стало развиваться особенно быстро. Ведь наносить рисунок на металл было значительно проще, чем на камень. Итак, Вы уже догадались, что гравирование – это нанесение на твердые поверхности рисунков, надписей, символов и узоров. А сам результат этих трудов носит название гравировки. Выполняются эти работы с помощью специальных инструментов – резцов. Классификацию всех этих инструментов и их предназначение рассматривать не будем, поскольку перечень довольно большой и специальные термины ничего не скажут простому человеку. Рассмотрим лучше разные техники гравировальных работ.

Плоскостное гравирование

Это самый широко используемый вид гравирования. Часто встречается ошибочное мнение, что такое гравирование используется только на плоских поверхностях. Виной тому название этого вида. В реальности применяется плоскостное гравирование на и любых изогнутых изделиях. Ювелиры зачастую пользуются именно этим видом, поскольку техники всех такого рода приемов давно и тщательно отработаны. Чисто теоретически, все очень просто, поскольку весь процесс складывается из нескольких этапов:

— подготовка рисунка;

— подготовка поверхности;

— перенос рисунка на поверхность;

— непосредственное гравирование.

Рисунок готовится любой сложности. Чем тщательнее проработаны в нем все элементы, тем качественнее будет конечная гравировка. Это и все секреты подготовки изображения. А вот с поверхностью всё проходит в несколько этапов. Сначала лист металла тщательно выравнивается. Затем производится его шлифовка шкуркой и пемзой. Последний момент очень важен, поскольку поверхность должна быть матовой. Глянцевая поверхность не годится для гравирования. Она отражает солнечный свет и блики очень мешают мастеру. В дальнейшем поверхность покрывается тонким слоем белой краски (производится легкое напыление). Обычно используется либо гуашь, либо обычные акварельные краски. С помощью копировальной бумаги, рисунок переносится на поверхность. А вот недостатки полученной копии исправляются обычной ручной прорисовкой. И вот уже можно проводить этот загадочный процесс гравирования. Но чтобы рисунок с поверхности не стирался, его желательно зафиксировать на поверхности с помощью лака.

Процесс гравирования

Перед началом работ, лист с подготовленным рисунком крепится к поверхности (чаще деревянной), для того, чтобы добиться неподвижности. Ведь при проведении гравирования необходима абсолютная точность линий. Каждое неловкое движение или неустойчивость предмета гравирования могут привести к полному искажению рисунка. Сам же процесс производится с помощью специальных резцов (штихелей). Количество штихелей огромно, как и их предназначение. Но ко всем им предъявляются одни и те же требования: они должны быть идеально заточены и иметь определенную степень закалки. Закалка металла, проведенная не качественно, приводит к тому, что штихели или очень быстро тупятся, или просто крошатся. Все они отличаются по форме заточки и размерам рабочей части, углу заточки.
Вначале производится контурное гравирование (самые глубокие линии), затем выполняется «заполнение» рисунка с помощью остальных, более мелких штихелей. Легко понять, что работа по гравированию напоминает нечто среднее между резьбой по дереву и обычным рисованием. Отсюда и следует вывод, что подобное мастерство поддается далеко не каждому. Это ведь не просто умение рисовать, это еще и умение чувствовать металл. Кстати, металл можно использовать самый разный: латунь, медь, серебро, бронза, сталь, любые сплавы. Но лучше гравированию поддаются именно металлы средней степени твердости. Алюминий, конечно, режется значительно легче, но из-за его мягкости, граверу приходится контролировать силу нажатия на штихель. От этого и получается, что мастер быстрее устает и резко возрастает вероятность технической ошибки.

Обронное гравирование

Этот вид гравирования более сложный, и более трудоемкий. Под обронным гравированием следует понимать изготовление объемного изображения на металле или изготовление трехмерного изделия. Самая простая разновидность данного гравирования известна людям под названием «чеканка». Здесь не производится вырезание линий, заполнение фона и так далее. Делается «выдавливание» рисунка над поверхностью фона. Различают два вида такого гравирования: «позитивное» (выпуклое) и «негативное» (вогнутое). Последнее и называется чеканкой. Позитивное обронное гравирование производится путем срезания определенных областей на металлической заготовке. Этот процесс в наше время довольно неплохо механизируется. Мастера-граверы с огромным успехом используют стоматологические бор-машины. Преимущества огромны: долго не тупится инструмент, очень высокая скорость вращения позволяет производить даже шлифовку уже готового изделия. Хотя последнее выполняется далеко не всегда, ведь в этом надобности может и не быть. Дело в том, что данный вид гравирования не очень часто используется для создания украшений или скульптур. Таким способом изготавливают различные матрицы, формы для литья, клише для печати и тому подобное.
Когда же с помощью обронного гравирования изготавливают конечный продукт, то здесь необходимо еще большее количество инструментов и приспособлений. Особенно это нужно при конечной обработке изделия: выполнении отдельных мелких элементов и шлифовке. Отметим, что для использования названного вида гравирования необходимо особенное мастерство гравера.

23.08.2013
Смотрите также:

Станет ли известна правда об отравлении Скрипаля?

Загрузка ... Загрузка ...

Архив опросов