Кредитный менеджмент

Впервые понятие кредитного менеджмента возникло в банковской сфере. Это не удивительно, поскольку именно данные финансовые учреждения занимаются выдачей как целевых, так и обычных потребительских ссуд. Кредитный менеджмент предусматривает не только политику управления финансами в этой сфере, но и разработку правильной стратегии дальнейшего поведения на финансовом рынке государства.

Термины и понятия кредитного менеджмента

До того как мы перейдём к разновидностям и сферам кредитного менеджмента, необходимо разъяснить понятия, используемые в данной сфере. Чаще всего в документации и практических процессах встречается:

1. Кредитная политика. Это нескончаемый комплекс мероприятий, направленных на снижение кредитного риска и увеличение доходности данных операций.
2. Кредитная культура. Проще всего охарактеризовать её как состояние кредитного рынка внутри одной из стран. Правда, это будет несколько ограниченно, так что стоит добавить, что кредитная культура показывает, как люди относятся к ссудам, и какое место такие финансы занимают в их жизни.
3. Стратегический менеджмент в сфере кредитования. Программа и последующие действия, направленные на занятие банком конкурентной позиции на рынке, с возможностью последующего развития, на основе кредитования физических и юридических лиц.
4. Инкассо – досрочное взыскание в полной мере или частичное, дебиторской задолженности. Обычно формируется в печатном виде и отправляется на почту плательщика.
5. Клиентский портфель – совокупность всех организаций, с которыми финансовое учреждение взаимодействует с целью увеличения объёмов прибыли.
6. Кредитный риск – все риски, периодически возникающие из-за падения платежеспособности населения. Очень негативно влияют на банк, поскольку оттягивают на себя большую часть уставного капитала.
7. Платёжная история – список всех операций клиента относительно собственного кредита, показывающий как сроки займов, так и даты их погашения.
8. Soft и Hard Collection – первая и вторая стадии взыскания по дебиторской задолженности. На первой осуществляется переписка с клиентом и телефонные разговоры при возникновении необходимости. На второй переходят к более жёстким методам воздействия, даже психологическим, но всё может быть осуществлено исключительно в рамках законодательной базы страны.

Данные для разработки кредитного менеджмента

Разработка любой стратегии развития или выживания предприятия начинается с анализа ситуации как внутри него, так и на рынке, где оно осуществляет свою деятельность. Для кредитного менеджмента этих параметров так же два:

1. Внутрибанковские. В данную категорию входит анализ финансового состояния учреждения и оценка преимуществ, а так же недостатков, при введении системы долгосрочных кредитов. Выполняются задачи исключительно внутренними силами, без привлечения сторонних аудиторов, способных распространить коммерческую тайну.
2. Внешнеэкономические. Как было сказано ранее это анализ рынка и его предварительный прогноз. Поскольку факторов, влияющих на конечный результат слишком много, рекомендуется привлечение дополнительной консалтинговой компании, специализирующейся на сфере услуг по кредитованию.

Следует понимать, что все эти показатели, применяемые для анализа, весьма зависимы и поддаются влиянию таких сторонних факторов:

— соотношения возможностей с рисками;
— правильного определения исходной позиции, от которой стратегическое планирование должно отталкиваться;
— философии, миссии и концепции кредитного учреждения;
— общей планируемой кредитной политики, например, какая процентная доля кредитов будут ипотечными, а какая потребительскими;
— влияние факторов кредитного контроля.

Опираясь на такие факторы, уже можно чётко рассмотреть фазы осуществления кредитного менеджмента. Точкой отсчёта считается получение достоверного прогноза развития ситуации в дальнейшем, причём анализируется и кредитная история за прошедшие несколько лет и конкурентные предложения от других учреждений. Перечень плюсов и минусов, кстати, аналогичная технология используется в психологических тренингах для принятия верных решений, даёт основу стратегическому ориентированию.
Теперь пора выбирать долгосрочные направления действий, не пренебрегая при этом и краткосрочными мероприятиями. Именно таким нестандартным образом и формируется надежная кредитная политика. Только по окончании её составления переходят к практическим действиям, реализующим её концепции. Но кредитный контроль за процессами не ослабевает ни на день.

Перспективы кредитного менеджмента

Сомневаться в востребованности кредитного менеджмента в наше время не приходится. Каждая из финансовых компаний отрасли существует на рынке, одновременно предлагая различные варианты кредитных программ и решений. Для оптимизации управления необходимо делить всех клиентов на сегменты, которые станут стратегическими сферами деятельности. Поскольку каждая из них имеет различные варианты роста, то и подходить к ним необходимо применяя различные методы.
Для кредитного менеджмента важно правильное сравнение эффективности различного продукта. Это помогает сократить или ликвидировать определённые программы, на смену которым приходят новые, более востребованные. Из этого вытекает и рассуждение по поводу правильного использования собственных ресурсов банка, к нему относятся сотрудники, оборудование и помещения. Рациональное привлечение капитала сможет гарантировать правильное вычисление величины каждого из этих параметров, относительно общих затрат и расходов.
Кредитный менеджмент играет роль связующего звена между стратегией развития, культурой и политикой банка. Общий успех финансовой организации может быть достигнут при гармоничном взаимодействии данных параметров и постоянной аналитике достигнутых результатов.

23.08.2013
Смотрите также:

Станет ли известна правда об отравлении Скрипаля?

Загрузка ... Загрузка ...

Архив опросов